voroh.com
собрание разрозненных фактов
ok

infhist.voroh.com - Интернет проект Компьютерная история в лицах - это сайт, посвященный людям, внесшим весомый вклад в развитие вычислительной техники и информационных технологий.

далее...


comm.voroh.com - На сайте представлена классическая марксистская литература, публикации коммунистической направленности. В разделе "Фотоальбом" выложены плакаты и фотографии советских лет.

далее...


carroll.voroh.com - На сайте представлены наиболее известные произведения классика английской литературы Льюиса Кэрролла.

далее...

Нам предстоит разговор о будущем. Но рассуждать о будущих розах - не есть ли это занятие по меньшей мере неуместное для человека, затерянного в готовой вспыхнуть пожаром чаще современности? А исследовать шипы этих еще несуществующих роз, выискивать заботы праправнуков, когда мы не в силах управиться с изобилием сегодняшних, - не покажется ли все это попросту смешной схоластикой?

Станислав Лем, "Сумма технологии"



Реклама
  • В. М. Топилина, Легальная печать Молдавии 1905—1907 гг. о первой российской революции

    АКАДЕМИЯ НАУК МОЛДАВСКОЙ ССР

    Отдел философии и права

    В. М. ТОПИЛИНА

    ЛЕГАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ
    МОЛДАВИИ
    1905—1907 гг.
    0 ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ
    РЕВОЛЮЦИИ



    Ответственный педактор
    академик АН МССР Д. Т. Урсул

    КИШИНЕВ «ШТИИНЦА» 1987


    63.3(2М)
    Т58

    Рецензировали и рекомендовали к изданию
    доктор философских наук Л. И. Бабий
    и кандидат исторических наук 10. Г Иванов


    Молдавская легальная печать 1905—1907 гг., как и вся периодика России того периода, представляла политические платформы трех общественно-политических лагерей: правительственного, либерального и революционно-демократического. На основе обобщения документального материала показана деятельность прессы Молдавии как орудия идеологического воздействия на сознание широких масс. Предпринята попытка оценить позиции отдельных периодических изданий в классовой борьбе трудящихся Молдавии в период первой российской революции.

    Рассчитана на широкий крут читателей.

    @ Издательство «Штиинца», 1987

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Одна из главных тенденций современного мирового общественного развития — возрастание роли субъективного фактора, и прежде всего политических партий. Их противоборство является «самым цельным... и оформленным выражением политической борьбы классов...»[Ленин В. Я. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 137.]. Если сто лет назад в мире существовало всего несколько десятков партий, то сейчас — сотни, в том числе свыше 90 коммунистических. Рост численности политических партий и их влияния в обществе свидетельствует о расширении фронта классовых битв, отражает общий динамизм нашей эпохи.

    Одной из важных является проблема взаимоотношений между различными политическими партиями. Так, например, коммунисты с одними партиями ведут бескомпромиссную борьбу, с другими — идут на соглашение, с третьими—сообща борются за мир и социальный прогресс.

    В связи с этим опыт революции 1905—1907 гг., «отрепетировавшей» такие основополагающие для революции вопросы, как правильный учет объективно сложившегося в стране соотношения классовых сил, формирование политической армии революции, а также методы борьбы и формы организации масс, имеет поистине огромное значение.

    «Чтобы понять развитие русской революции, — подчеркивал В. И. Ленин, — всего необходимее, следовательно, изучить, каковы были главные партии, интересы каких классов они защищали, каковы были взаимоотношения всех этих партий»[Там же. Т. 34. С. 58.].

    Каждая партия — соответствующим образом оформленная организация самой активном части класса (или слоя класса) — выдвигала свою программу ведения политической борьбы за интересы данного класса (слоя), которые она последовательно выражала и защищала[Главная особенность политического развития России заключалась в том, что первую политическую партию в масштабах всей страны создал пролетариат (в 1898 г. состоялся I съезд РСДРП, а в 1903 г. на ее II съезде сформировалась партия большевиков). Партия господствующего класса «Союз русского народа» («Черная сотня») оформилась в октябре 1905 г. Буржуазные партии, возникшие также в годы революции, имели два крыла: консервативное — октябристы (более 20 партий) — и либеральное — кадеты (15 партий). В 1905 г. насчитывалось 20 мелкобуржуазных партий (эсеры, меньшевики, Бунд и др.). В целом в России в разное время существовало около 100 политических партий.]. Но в отношении к прессе все партии проявляли редкое единодушие, видя в ней мощное средство расширения своего влияния. Согласно марксистско-ленинской теории сознание людей может не только адекватно, но и иллюзорно отражать объективное положение определенного класса (слоя) в обществе, его подлинные интересы. В последнем случае общественные группы и целые партии создают иллюзорные программы, ставит перед собой ложные цели, прибегают ошибочным методам борьбы. Отдельные представители и даже социальные группы, руководствуясь ложно понятыми интересами, могут вступать в партии других классов или поддерживать их. Так, значительные массы рабочих тяготели к мелкобуржуазным партиям, а часть мелкой буржуазии — к буржуазным. Даже в помещпчьс-моиархичеекпх партиях были крестьяне, а иногда и рабочие[См.: Непролетарские паотпи России. Урок истории. М., 1984. С. 5.].

    С помощью прессы в сознание масс внедрялись морально-психологические ценности и идеалы тех или иных классов, поэтому она постепенно превращалась в одно из наиболее сильных орудий классовой борьбы. В годы революции 1905—1907 гг. периодическая печать, особенно ежедневные газеты, играла важную роль в политической жизни страны, отражала ожесточенную борьбу идей. Таким образом, печать тех лет, отражая классовые позиции различных партии, появившихся в центре и провинциях России, является важнейшим источником изучения расстановки политических сил в период сложившейся в России революционной ситуации, а также тактики большевиков по отношению к непролетарским партиям.

    До революции 1905—1907 гг. ие только наиболее решительные деятели буржуазно-демократического периода и пролетарские лидеры должны были находиться в подполье, но даже либеральной буржуазии приходилось издавать периодические издания за границей. Легальная печать в условиях самодержавного деспотизма всячески скрывала свою партийность[Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. 1702 — 1917 гг. М., 1971. С. 59.]. В. И. Ленин писал об эпохе, предшествовавшей революции 1905—1907 гг., как о времени, когда вся легальная печать была не партийна, потому что партийность была под запретом...»[Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 99. ] Самодержавие использовало печать для укрепления своей власти и идеологии, борьбы с революционным мировоззрением[Русская пресса возникла под эгидой верховной власти. Так, газета «Ведомости» (1702 г.) связана с деятельностью Петра I. Однако прошло более чем 150 лет, прежде чем тип газетного издания получил свое развитие. Это было вполне закономерным явлением, поскольку для выхода любого периодического издания (в отличие от непериодического) необходимы были ие только инициатива какого-либо лица или группы лиц, наличие материальных средств, по и определенная читательская аудитория, достаточно высокий уровень развития средств производства, оборудование, способное обрабатывать и размножать информацию. Поэтому в феодальном обществе объективных условий для издания и распространения газет не существовало. Лишь во второй половине XIX —начале XX в. главным средством массовой коммуникации стала частная ежедневная газета. Именно этот вид издания получил наибольшее распространение.].

    В 1900 г. в России периодическая печать насчитывала 1002 издания. Большинство из них, как уже было сказано, носило промонархический характер. Такие насыщенные религиозно-монархической пропагандой газеты, как «Солдатские беседы», «Грамотей», «Домашняя беседа», «Воскресный досуг», «Мирское слово», «Народный голос». «Друг народа», «Народный листок», самодержавие целенаправленно внедряло в широкие народные массы через школы и библиотеки. Кроме того, специально для народа выпускалась масса дешевых брошюрок. Как отмечают современные исследователи печати Российской империи, эта промонархическая пресса оказывала значительное воздействие на сознание масс, способствовала их воспитанию в духе кормости царю и сохранению религиозности[См.: Бережной А. Ф. Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати. Л., 1967; Он же. В. И. Ленин — публицист и редактор. М., 1975; Есин Б. И. Указ. соч.; Он же. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981; Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. М., 1975.].

    Верноподданническая, охранителыю-монархическая пресса возглавлялась Катковым, издателем реакционных газет «Московские ведомости» и «Русский вестник», служивших примером для подражания газетам «Киевлянин» Пихно, «Южный край» Юзефовича, «Бессарабец» Крушевана. Поддерживаемый мощью сыскного и карающего аппарата царского правительства, Катков яростно клеймил врагов самодержавия.

    Ряд периодических изданий становится проводником буржуазных идей, орудием борьбы за политическое господство буржуазии. Среди изданий подобного рода особенно выделялась газета «Новое время» А. С. Суворина. Однако в этот период буржуазно-либеральных- изданий в стране было еще немного. Несмотря па широкую популярность, они не могли играть значительной роли в политической жизни России. О литературе нововремепской окраски В. И. Ленин писал, что ее «нельзя назвать в настоящем смысле слова политической... Никакой определенной политической программы и никаких убеждений у нее нет, а есть только умение подделываться под тон и настроение момента, пресмыкаться перед власть имущими, что бы они ни предписывали, и заигрывать с подобием общественного мнения»[Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 336.].

    Через периодические издания самодержавие проводило свою реакционную политику. Этому способствовала существовавшая система жесточайших цензурных ограничений. Газета либерального направления «Русские ведомости» писала: «Законодательство о печати предоставляет администрации широкий произвол. Печать у нас терпима постольку, поскольку желают ее терпеть лица, стоящие в данный момент у кормила правления»[Русские ведомости, 1904, 17 ноября.].

    Впервые появившиеся в России в начале XVIII в., цензурные ограничения сложились в достигшую совершенства к началу XX в. систему изощренного преследования демократической мысли[Впервые контроль за печатью был установлен в 1720 г. в форме предварительной цензуры. При Екатерине II был введен особый указ, разрешающий печатать книги (периодических изданий тогда не было) только с соблюдением того, чтобы в них ничего «противного законам божиим и гражданским не было...» Гонение на печать особенно усилилось после восстания декабристов. В июле 1826 г. был издан указ, который за нарушение запрета о критике религии и правительства карал немедленным «задержанием сочинителя» и «поступлением с ним по закону». За печатью следили не только цензоры и министерство народного просвещения, но и полиция, жандармы, а также специально созданное III отделение императорской канцелярии. Острый социально-политический кризис, потрясший Россию в 1860 г., вынудил правительство пересмотреть положение о печати. Был создан временный устав о цензуре и печати, который просуществовал более 40 лет: с апреля 1865 г. до октября 1905 г. Суть устава: «Не допускать нарушения должного уважения к учению и обрядам христианских исповеданий, охранять неприкосновенность верховной власти и ее атрибутов, уважение к особам царствующего дома, непоколебимость основных законов, народную нравственность». Названный устав из года в год дополнялся положениями, сокращавшими возможность освещать и обсуждать в печати наиболее важные вопросы и расширявшими возможность административного воздействия на нее (См.: Бережной А. Ф. Указ. соч. С. 7—14).]. Характеризуя подцензурное положение периодической печати в России до революции 1905— 1907 гг., В. И. Ленин назвал его проклятой порой «эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка, идейного крепостничества»[Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 100.].

    В особенно тяжелых условиях находилась провинциальная пресса. Закон 1865 г. ставил ее в неравные условия по сравнению с центральной. Большинство столичных газет и журналов могло существовать без предварительной цензуры (исключение составляли «Современник», «Русское слово», «Дело», «Отечественные записки» и др.), провинциальные - нет. Официальные и .подцензурные провинциальные газеты (на окраинах империи их издавалось небольшое количество) за нарушение устава подвергались более суровым карам, их закрывали без предварительного предостережения не на 6 месяцев, как центральные газеты, а на 8. По существу, провинциальная печать полностью зависела от произвола цензоров и губернаторов.

    Политика самодержавия в области печати преследовала цель оградить народ от проникновения в него идей свободы и равноправия, парализовать революционную борьбу трудящихся. Это вызывало возмущение прогрессивно мыслящих людей. Первым открыто выступившим против царской цензуры был А. Н. Радищев. Свобода печати, считал он, нужна для разоблачения самодержцев, для свержения их и установления народовластия. Впоследствии идеи Радищева развили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Борьбу за свободу печати они соединяли с борьбой за улучшение жизни народа, за коренные изменения в образе правления и хозяйстве страны. Они доказывали несостоятельность взглядов либералов, считавших, что поднадзорность печати — -это результат действий отдельных цензоров и администраторов. Публицистика революционеров-демократов была пронизана идеей — только свержение самодержавия может изменить положение печати. Однако далеко не вся революционно-демократическая печать была обращена к народу, и о привлечении выходцев из народа к участию в их журналах они не особенно заботились.

    Обращенную к массам, поднимавшую их на борьбу за свободу, печать, активными участниками которой были трудящиеся, создал В. И. Ленин. Одной из главных задач первой ленинской газеты «Искра», а также всех последующих нелегальных и легальных изданий большевиков было политическое воспитание трудящихся. Эта печать несла передовые идеи в сознание народа. «Роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников. Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»[Там же. Т. 5. С. 11.]. Большевистская печать положила начало новому этапу в истории российской прессы.

    Революционная ситуация, сложившаяся в России в начале XX в. и приведшая к революции, послужила толчком для бурного процесса образования политических партий. Этот процесс сопровождался количественным ростом периодических изданий, каждое из которых являлось рупором той или иной партии. Особенно многочисленными были издания кадетского толка (газета «Речь» была их главным органом). В. И. Ленин писал в 1906 г., что «у кадетов бездна газет в руках...»[Там же. Т. 12. С. 347—348.]

    Периодическая легальная и нелегальная печать этого периода отражала, таким образом, расстановку классовых сил в стране, о которой В. И. Ленин писал: ...Есть три основные политические силы, и, следовательно, политические линии: черносотенцы (классовые интересы крепостни- ков-помещиков) и "бюрократия" рядом с ними и над ними; затем либерально-монархическая буржуазия, "центр"— левый (к.-д.) и правый (октябристы); наконец, демократия буржуазная (трудовики, народники, беспартийные левые) и пролетарская. Правильность именно такого и только такого деления подтверждена всем опытом первого десятилетия XX века, а это десятилетие было необыкновенно важным и богатым событиями»[Там же. Т. 21. С. 38.].

    Какова же была расстановка политических сил в Молдавии? Этот регион страны накануне революции 1905— 1907 гг. «в экономическом отношении представлял собой один из развитых районов России... Но итоги процесса экономического развития в социальном плане к началу XX века были таковы, что по стране в целом, и в том числе в Молдавии, городской и особенно сельский пролетариат был окружен значительно большей по численности полупролетарской, мелкобуржуазной массой»[Бабилунга Н. В., Жуков В. И. Социально-экономические и политические условия революции 1905—1907 гг. в Молдавии//Известия АН МССР. Серия общественных наук. 1985, № 1. С. 5—6.].

    Формирование политических лагерей в Молдавии в основном соответствовало концепции В. И. Ленина о трех общественно-политических лагерях: правительственный, либеральный и рабочей демократии. Их классовый состав, программа, стратегия и тактика в революции практически были теми же, что и в других частях страны. Вместе с тем революционное движение трудящихся Молдавии разворачивалось в несколько специфичных общественно-политических условиях. «В Молдавии, прошедшей вместе со всей страной стадию капиталистического развития, завершаемую империализмом, складывались, как и в России в целом, условия для глубоких революционных преобразований. Однако в крае было мало промышленного пролетариата, распыленность по мелким предприятиям. накладывала свой отпечаток на уровень его сознательности, боеспособности. Это ослабляло социальную сопротивляемость пролетариев оппортунизму, создавало благополучную почву для распространения в их среде мелкобуржуазных течений»[Очерки истории Коммунистической партии Молдавии. 3-е изд., перераб. и доп. Кишинев, 1981. С. 17—18.].

    Здесь на крайне правом фланге общественно-политических сил находились монархические, черносотенные организации и партии, развившие в предреволюционные годы активную контрреволюционную деятельность, но затем, с уходом их из рядов мелкобуржуазных элементов превратившиеся в небольшие группки. Либеральный лагерь в крае был слабым, так как не имел достаточно прочной социальной базы. Самая широкая социальная опора в крае была у демократического лагеря, объединявшего рабочий класс, крестьянство, демократическую интеллигенцию, учащихся, многочисленные слои мелких ремесленников и торговцев, приказчиков, отдельных представителей дворянства, буржуазии и др.[См.: Бабилунга Н. В., Жуков В. И. Указ. соч. С. 8—11.]

    Каждому политическому лагерю соответствовали определенные периодические издания, большинство которых (примерно 2/3) выходило в Кишиневе. Газеты «Бессарабец», «Друг», издаваемые П. А. Крушеваном, журнал «Кишиневские епархиальные ведомости», являвшийся органом местного духовенства, «Бессарабские губернские ведомости» — официальный орган администрации губернии — представляли политическую платформу монархистов. Буржуазно-либеральную платформу пропагандировала газета «Бессарабская жизнь». Газеты «Эхо Бессарабии», «Бессарабия», выходившие в 1906—1907 гг. на молдавском языке, журнал «Народный учитель» были более либеральной ориентации, на их страницах появлялись публикации откровенно демократического характера.

    Периодическая печать Молдавии в определенной степени изучена молдавскими исследователями[Горинчой Г. И. Ла извоареле пресей де партид ши советиче дин Молдова. 1901—1924. Кишинэу, 1982; Коваль Д. В. «Бессарабский вестник» — первая частная газета края. Кишинев, 1985; Трубецкой Б. А. Из истории периодической печати Бессарабии. 1854—1916 гг. Кишинев, 1968.]. В их работах значительное внимание уделяется истории печати Молдавии, исследуются направление и содержание отдельных периодических изданий, их роль в общественно-политической жизни края.

    В предпринятом исследовании нами поставлена конкретная задача: рассмотреть отражение революционных событий 1905—1907 гг. на страницах легальных изданий, представляющих политические платформы трех общественно-политических лагерей: правительственного, либерального и революционно-демократического.. Это дает возможность определить значение прессы, ее влияние на сознание людей и в целом показать ее роль в классовой борьбе в период буржуазно-демократической революции в России[Автор не ставил перед собой задачу исследовать материалы абсолютно всех выходивших в то время газет и журналов. Анализировались лишь издания, наиболее четко отражавшие программы политических лагерей. Оценку газеты «Бессарабия», вокруг которой группировались прогрессивные молдавские писатели, см.: Горинчой Г. И. Кемаря зорилор еу кынт//Нистру, 1975, № 11; Он же. Ла извоареле пресей де партид ши советиче дин Молдова. О значении творчества литераторов, работавших в указанной газете, см.: Чиботару С. С. Формирование социалистического реализма в молдавской литературе. М., 1974.].


    Содержание

    Главная | О сайте | Наши проекты | История | Старые хохмы | Прочее | info@voroh.com
    © 2013 Voroh.com All Rights Reserved