voroh.com
собрание разрозненных фактов
ok

infhist.voroh.com - Интернет проект Компьютерная история в лицах - это сайт, посвященный людям, внесшим весомый вклад в развитие вычислительной техники и информационных технологий.

далее...


comm.voroh.com - На сайте представлена классическая марксистская литература, публикации коммунистической направленности. В разделе "Фотоальбом" выложены плакаты и фотографии советских лет.

далее...


carroll.voroh.com - На сайте представлены наиболее известные произведения классика английской литературы Льюиса Кэрролла.

далее...

Нам предстоит разговор о будущем. Но рассуждать о будущих розах - не есть ли это занятие по меньшей мере неуместное для человека, затерянного в готовой вспыхнуть пожаром чаще современности? А исследовать шипы этих еще несуществующих роз, выискивать заботы праправнуков, когда мы не в силах управиться с изобилием сегодняшних, - не покажется ли все это попросту смешной схоластикой?

Станислав Лем, "Сумма технологии"



Реклама
  • Молдова многонациональная

    Наука зафиксировала переселения немцев на территорию Бессарабии (Буджака) в 1814, 1817, 1821, 1826, 1836 ив 1842 гг. Причинами миграции немцев были: поиск земли, наполеоновские войны, религиозные проблемы. Первые немецкие колонисты прибыли из Варшавского герцогства в 1814 г. Их официально именовали «варшавскими колонистами». Царские власти предоставили им значительные льготы: по 60 десятин лучшей земли в пожизненное и потомственное пользование, ссуду на обзаведении е хозяйством, строительные материалы. На 50 лет они были освобождены от уплаты податей и навсегда – от обязательной службы в армии. В 1814-1842 гг. в Бессарабии уже было 21 поселение немцев. На исторической судьбе немецкого населения сказалось соглашение между Фашистской Германией и СССР о возвращении всех немцев на этническую родину в 1940 г. Из проживающих по данным 1939 г. 77545 немцев к сентябрю 1941 г. в Германию выехали 72171 чел.

    На протяжении XIX в. численность населения Пруто-Днестровского междуречья и Левобережного Поднестровья неуклонно возрастала.

    В 1897 г. в Российской империи была проведена первая всероссийская перепись, установившая наличие в Бессарабии представителей 18 национальностей, численность каждой из которых превышала 100 человек, в том числе 12 национальностей, насчитывающих свыше 1000 человек.

    В переписи не назывался национальный состав населения, но имелась полная сводка по родному языку. По этому признаку в Бессарабской губернии насчитывалось 920,9 тыс. (47,6 %) молдаван, 379,6 тыс. (19,6 %) украинцев, 155,7 тыс. (8 %) русских и др.

    Следующая официальная перепись состоялась на территории Пруто-Днестровского междуречья в период нахождения этой территории под румынским влиянием. Из нижеследующей таблицы видна динамика национального состава населения края в сравнении с 1897 г.

    
    Национальности
    	                  1897 г.	                      1930 г.
    	численность	   %	численность	    %
    Молдаване	920919	 48	1610757	56
    Украинцы	389698 	 20	312211	11
    Евреи	228168	 12	204858	7
    Русские	155744	 8	351912	12
    Болгары	103225	 5	163726	6
    Немцы 	60206	 3 	81089	3
    Гагаузы	55790	 3	98172	3
    Поляки	11696	 1	8104	0
    Цыгане	8636	 4	13518	1
    Др. национальности	11300	 7000	0
    
    Согласно переписям 1940, 1959, 1970 гг., этнический состав населения 
    складывался следующим образом:
    
    
    
    Национальности	1940	1959	1970
     Тыс. человек	%	Тыс. человек	% Тыс. человек %
    Всего населения
    В том числе:	2068	100	2885	100	3569	100
    Молдаване	1736	66,5	1887	65	2304	64,6
    Украинцы	254	9,7	421	15	507	14.2
    Русские	188	7,2	293	10	414	11,6
    Евреи	-	-	95	3,3	98	2,7
    Гагаузы	-	-	96	3,3	125	3,5
    Болгары	-	-	62	2,1	74	2,1
    Другие национальности	430	16,5	31	1,1	47	1,3
    
    	
    Последняя официальная перепись была проведена в Молдавии в 1989 г. 
    согласно ее результатам, в Молдавии проживали 4 
    
    335 360 чел., в том числе 2 794 749 молдаван.
     в том числе 2 794 749 молдаван.
    Нетитульное население население республики 
    составило 1540611 чел. и включало:
    	украинцев		-600366
    	русских		-562069
    	гагаузов		-153458
    	болгар			- 88419
    	евреев			-65672
    	белорусов		-19608
    	цыган			- 11571
    	немцев		-7335
    	поляков		- 4739
    	татар			- 3392
    	армян			- 2873
    	азербайджанцев	- 2642
    	румын			-2477
    

    В Молдове проживали также представители около 100 представителей других этносов.

    Все вышеизложенное свидетельствует об исторически сложившемся многонациональном народе, и сегодня населяющем страну. Необходимо несколько слов сказать о проблемах сегодняшнего дня и недавнего прошлого.

    Не смотря на официально сложившееся в годы Советской власти представление о равенстве прав и свобод всех граждан, национальная принадлежность играла не последнюю роль в жизни человека.

    Высокий общественный имидж был у русскоязычных. Позже в период создания национальных кадров, заметно вырос рейтинг носителей молдавской национальности.

    Что же касается развития национальных языков украинцев, евреев, цыган, в Молдове они были предоставлены сами себе. Без государственной поддержки они были обречены на вымирание. В результате эти языки были распространены лишь на бытовом уровне.

    На примере полиэтнической Молдавии четко видна определенная однородность решения национального вопроса в советский период. Попытка создать новую историческую общность – советский народ, говорящий на одном языке, без учета национально-исторической специфики и наличия полилингвизма на местах, привела к пробуксовке и краху самой идеи.

    Следует высказать солидарность с молдавским исследователем И. Греком, озвучившим общепринятую мысль о том, что вообще в таком положении дел повинен был не русский язык как таковой, и не русское население республики, в том числе и ее северных районов, а вся система партийного и советского аппарата «сверху (Москва и Кишинев) донизу (районный, городской, сельский уровни), в составе которого немало было молдаван, украинцев, украинцев, гагаузов, болгар, евреев по национальности, т.е. по происхождению, и космополитов по внутренней карьерной сущности». В определенной степени эти люди сами выступили в качестве жертвы сложившихся этнополитических условий.

    В отличие от официального уровня, в северных районах Молдавии в быту постоянно применялось многоязычие. В сельской местности даже получила распространение так называемая «макаронная речь», где одно слово произносилось по - русски, другое – по-украински, а третье по- молдавски. Вроде: «Am prasit la роле цибулю, а сейчас иду до дому!».

    Такого рода языковой суржик является достаточно древним и встречается в молдавско-украинском фольклоре.

    С обретением Республикой Молдова независимости произошла резкая переориентировка ценностей, к которой не были готовы ни представители полиэтнического общества, ни сама республика, как этносоциоэкономический институт.

    Молдавское большинство оказалось расколотым на две неравные группы. Представители мажоритарной его части продолжали сохранять свои консервативные взгляды на уникальность национального происхождения, но были политически пассивны, другая , менее многочисленная, но в определенной степени элитная группа (интеллигенция, точнее ее часть) заняла прорумынские позиции и проявила себя весьма активно. В результате целенаправленной деятельности последних в политике, средствах массовой информации, науке, образовании и других значимых сферах, в среде мажоритарного этноса начала формироваться часть населения с румынским самосознанием. Этот процесс особенно заметен в молодежной среде.

    Этническая элита молдаван выглядит весьма не однородно. Прорумынская часть достаточно плотно представлена в центре республики и на местах. Она наличествует, в том числе, в среднем звене административно-бюрократического аппарата, в среде творческой интеллигенции. Промолдавская часть длительное время была разрозненна и недостаточно активна. Ситуация несколько изменилась после победы на выборах коммунистов. По прежнему острыми остаются в обществе проблемы соотношения глотонимов «молдавский» и «румынский» язык. Принцыпиальность в этом вопросе важна еще по тому, что в новое время языковая политика активно выступает в качестве инструмента создания современных наций, и является постоянным источником идентификационной политики.

    С конца 80-х гг. в Республике Молдова открыто проводится линия на изменение национального облика мажоритарного большинства. Невзирая на действующую Конституцию, часто этноним «молдаванин» заменяют этнонимом «румын»…

    В настоящее время в республике произошло разделение населения на две большие категории. Первую называют то молдоязычной, то румыноязычной, в зависимость от политической ориентации и подходов к проблеме. Другую характеризуют как русскоязычную. Помимо этнических русских, это понятие включило в себя и русскоязычных представителей мажоритарного этноса, а также русскоговорящих болгар, гагаузов, украинцев и представителей других этносоциальных групп.

    В тоже время принадлежность к другой национальности, а также полилингвистичесое и поликультурное окружение наложили особый отпечаток на самосознание русскоязычного населения.

    Проведение сбалансированной национальной политики государства, учитывающего и защищающего интересы всего полиэтнического сообщества, невозможно без принятия базового концептуального документа. Таковым является концепция национальной политики Республики Молдова. Этот документ нацелен на консолидацию общества во имя построения общего будущего. Его принятие должно улучшить условия для развития правовой базы государства, создания равных возможностей для представителей разных этнических сообществ. Концепция призвана обеспечить формирование общей схемы ценностей, без чего немыслимо устойчивое развитие современного независимого европейского государства.

    Проект Концепции свидетельствует о хорошем знании его авторов этнолингвистической ситуации в республике. Проект ориентирован на формирование у граждан Молдовы общих ценностных установок, без которых не может состояться молдавская государственность. Прежде всего, это развитие молдавской национальной культуры, защита молдавской этнокультурной идентичности, изучение новым поколением молдавского языка.

    Одновременно Концепция направлена на формирование уважительного отношения к языкам и культурам русских, украинцев, гагаузов, болгар и других национальных сообществ в Молдове, сохранение и развитие их языков и культур. Составители Концепции учли интересы, как мажоритарного молдавского этноса, так и представителей других этнических сообществ, проживающих в республике, обратили внимание на лингвистическую специфику, сложившуюся в регионах.

    Одним из шагов способствующих консолидации, является направленность на взвешенную лингвистическую политику. Обращает на себя внимание, что Концепция ориентирована на формирование в среде населения страны активного молдавско-русского и русско-молдавского билингвизма, сохранение и развитие языков этнических сообществ проживающих в Молдове.

    Авторы концепции справедливо подчеркивают, что этническое, культурное и языковое многообразие является богатством Молдовы. Документ представляет собой подлинный манифест консолидации полиэтнического народа Республики Молдова.

    Вячеслав СТЕПАНОВ, доктор истории.
    «КОММУНИСТ» № 48 (446) 2004, 31 декабря.

    Главная | О сайте | Наши проекты | История | Старые хохмы | Прочее | info@voroh.com
    © 2011 Voroh.com All Rights Reserved