voroh.com
собрание разрозненных фактов
ok

infhist.voroh.com - Интернет проект Компьютерная история в лицах - это сайт, посвященный людям, внесшим весомый вклад в развитие вычислительной техники и информационных технологий.

далее...


comm.voroh.com - На сайте представлена классическая марксистская литература, публикации коммунистической направленности. В разделе "Фотоальбом" выложены плакаты и фотографии советских лет.

далее...


carroll.voroh.com - На сайте представлены наиболее известные произведения классика английской литературы Льюиса Кэрролла.

далее...

Нам предстоит разговор о будущем. Но рассуждать о будущих розах - не есть ли это занятие по меньшей мере неуместное для человека, затерянного в готовой вспыхнуть пожаром чаще современности? А исследовать шипы этих еще несуществующих роз, выискивать заботы праправнуков, когда мы не в силах управиться с изобилием сегодняшних, - не покажется ли все это попросту смешной схоластикой?

Станислав Лем, "Сумма технологии"



Реклама
  • Торгуем бинарные опционы с депозитом в рублях
  • С. Я. Афтенюк, А. Г. Морарь Критика антикоммунистических извращений истории Советской Молдавии


    ВВЕДЕНИЕ

    В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХIV съезду партии подчеркнуто: «Мы живем в условиях неутихающей идеологической войны, которую ведет против нашей страны, против мира социализма империалистическая пропаганда, используя самые изощренные приемы и мощные технические средства».[«Материалы XX1V съезда КПСС». М., 1971, стр. 90 — 91.]

    Клеветой на национальную политику Коммунистической партии, извращением фактов буржуазные идеологи ставят своей целью посеять недоверие и рознь между народами Советского Союза, ослабить и разрушить их единство и подорвать растущее влияние нашей страны на мировой революционный процесс. Они стремятся вызвать настороженность у народов других стран, и особенно соседних с Советским Союзом, утверждением о его якобы возможных экспансионистских планах, много усилий прилагают к тому, чтобы вбить клин между народами социалистического содружества, расколоть единство мирового коммунистичвского движения.

    Одно из центральных мест в этой войне занимают проблемы ленинской национальной политики Коммунистической партии Советского Союза. Идеологи антикоммунизма и анти-советизма всячески стремятся представить эту политику в извращенном виде, дискредитировать историю отношений между нациями и народностями нашей страны, дружбу между ее народами. Они извращают опыт претворения в жизнь ленинской национальной политики КПСС, всячески отрицают равноправие советских народов и утверждают, что советская автономия и федерация якобы оказались фиктивными.

    (Буржуазные идеологи и их прислужники отрицают самостоятельное существование молдавской нации, право молдавского народа на свою государственность, фальсифицируют проблемы социалистической революции в Молдавии, историю создания советской государственности молдавского народа, социалистического и коммунистического строительства в республике. Все это также направлено на дискредитацию советского общественного и государственного строя, внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства.

    Интересы справедливости, идеалы социализма и коммунизма требуют усиления, работы по разоблачению идеологических диверсий империализма и его прислужников. Огромное значение в этом имеет методологическое указание В. И. Ленина о необходимости «неустанно бороться против всякой буржуазной идеологии, в какие бы модные и блестящие мундиры она ни рядилась»[В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 6, стр. 269.] и требование Коммунистической партии непрерывно разоблачать кaк отдельные акции идеологических диверсий империализма, так и его идеологию в целом, предупреждать ее воздействие на людей.

    Задача предлагаемой читателю брошюры — не только утверждение исторической правды, искажаемой буржуазными авторами, но и разоблачение приемов и методов их действий.

    I. ИЗМЫШЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
    И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ О МОЛДАВСКОМ
    НАРОДЕ
    И ЕГО СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

    Победа Великой Октябрьской социалистической революции и осуществление ленинской национальной политики Коммунистической партии позволили народам нашей страны, в их числе и молдавскому народу, создать свою союзную и национальную государственность. Обретенная ими советская государственность стала главным рычагом строительства социализма и коммунизма, поднятия ранее отсталых народов до уровня передовых, превращения нашей страны в могучую индустриально-колхозную державу с высокоразвитыми наукой и культурой, неуклонно растущим благосостоянием народных масс.

    В. И. Ленин неоднократно указывал на большое значение опыта нашей страны для трудящихся других стран. Ход общественного развития целиком подтверждает это. Советский опыт, в том числе и в области государственного строительства, успешно используется братскими социалистическими странами. Возрастает интерес к нему в других странах. Большой интерес проявляют народы колоний и освобождающихся, стран к изучению и использованию опыта государственного строительства на бывших национальных окраинах России и роли советской государственности народов этих окраин в ликвидации их экономической, политической и культурной отсталости.

    Стремясь приостановить революционное обновлениз мира и восстановить утраченные позиции, империализм усиливает идеологические диверсии против Советского Союза и других социалистических стран. Антикоммунизм и антисоветизм являются главным идейно-политическим оружием империализма, основное содержание которого сводится к клевете на социалистические страны, особенно на Советский Союз, к фальсификации его истории, политики и целей коммунистической партии, учения марксизма-ленинизма.

    Одно из центральных мест в идеологической войне, которую ведет против нашей страны империалистическая пропаганда, занимает проблема создания и развития советской государственности ранее угнетенных народов России, в их числе и молдавского народа. Идеологи империализма и их ревизионистские и другие прислужники всеми мерами стремятся оклеветать советскую государственность этих народов, являющуюся одним из результатов осуществления ленинской национальной политики Коммунистической партии. Одни из них отрицают участие народных масс национальных окраин в строительстве своей национальной государственности, разглагольствуя о том, что она была создана якобы под нажимом русских большевиков и находится в полной зависимости от Советской России, что ее образовали в экспансионистских целях, а другие обходят молчанием ее создание. Большая часть фальсификаторов вообще отрицает существование национальной государственности молдавского народа, называя ее румынской. В этих целях они отрицают и само существование молдаван как нации, называя молдаван румынами, а молдавскую нацию частью румынской нации. Но понимая, что в простое отрицание существования молдаван никто не поверит, идеологи антисоветизма и их пособники стремятся доказать, что термин «молдаванин» не является этнонимом, самоназванием народа, что это якобы только «юридико-политическое понятие», что будто, молдаване и их нация выдуманы русскими для того, чтобы противопоставить население присоединенных к России молдавских земель Румынии. Но в официальных документах и других письменных источниках, как отмечалось нашими историками и этнографами, уже в XIV— XV веках четко прослеживается этническое наименование молдавского населения как этноним самостоятельного народа. Более ярко это отразилось в хрониках молдавских летописцев Мирона Костина, Григория Уреке, Иона Никулче, в трудах молдавского ученого с мировым именем Дмитрия Кантемира. Работа Мирона Костина «Де нямул молдовенилор» посвящена рассмотрению происхождения молдаван.[Мирон Костин. Опере алесе. Кишинэу, 1957.] Одну из своих работ Дмитрии Кантемир посвятил специально описанию Молдавии как самостоятельного княжества. В ней отмечалось, что во времена римского владычества Молдавия являлась отдельной от Валахии провинцией и что соседями Молдавии являются трансильванцы, валахи, ляхи, турки.[См. Дмитрий Кантемир. Дескриеря Молдовей. Кишинэу, 1957, М., 27, 32. Эта работа на русском языке была издана в 1789 году в Москве под названием «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии».] Источники говорят о том, что часть молдавской народности, присоединенная к России в конц XVIII — начале XIX в., к первому десятилетию ХХ века сформировалась в молдавскую капиталистическую нацию.

    Вопреки действительности, нашедшей отражение в приведенных и других работах и документах, буржуазная пропаганда, особенно румынская, в XIX — начале XX в. стала распространять версию, что молдаване — это румыны и занятые ими земли — исконно румынские. Делалось это в целях идеологической подготовки захвата этих земель королевством, а после отторжения им в первые месяцы 1918 года Бессарабии от молодой Советской республики указанная пропаганда была направлена на оправдание данного захвата и обоснование планов новых захватов советских земель и втягивание в эти авантюры королевской Румынии.

    Всему этому дана должная отповедь. Измышления фальсификаторов прошлого о молдавском народе, его нации, государственности и взаимоотношении с русским и другими народами, в том числе и румынским, разоблачены в партийных, государственных и других документах, в работах историков, этнографов, журналистов, языковедов и литераторов и к ним можно было бы не возвращаться, но часть фальсификаторов 20 — 30-х годов и их последователи и поныне продолжают распространять эту клевету по радио, через печать и другими путями. Кроме того, основные положения их клеветнических измышлений широко используются современными идеологами антисоветизма, особенно такими, как А. Зуга, А. Айснер, К. Хайтман, Г. Раш (ФРГ), В. Аспатуриан, Ли Вольф, Р. Бэркс, Смол-Стоцкий, Г. Ионеску (США), Сетон-Уотсон (Англия) и др. [А. Suga. Die volkerrechtliche Lage Bessarabiens in der geschichtlichen Entwicklung des Landes. Воnn, 1958; Ist Bessarabien noch umstritten? «Osteuropa», 1957, n. 5; А. Eissner. Rumaniens Anspuch auf Bessarabien und Bukowins. In «Auberpolitik», l966, n. 8; Klaus Heitmann. Rumanische Sprache und literatur in Bessarabien und Transniistrien («die sogenannte Moldswische Sprachе») in: «Zeltschrift fur romanische Philologie», n. 1; 1965, Tubingen; Н. Rasch. Die Bundesrepublik used Osteuropa, Кoln, 1962; «V. Aspaturian, Union republics in Soviet Diplomacy. Geneva-Paris, 1966; R. Lee Woltt. The Balkans in Our Times. Harvard University Press, Cambridge, Mass, 1956, рр. 458 — 459; R. Burks. The Dynamics of Communist Eastern Europe. New York, 1961; Roman Small-Stocki. The Nationality Problem of the Soviet Union and Communist imperialism. Milwaukee, 1952; G. Ionescu. The Reluctant Ally of Communist Neocolonialism. London, 1965; R. W. Seton-Watson. Eastern Europe Between the Wars. 1918 — 1941, Cambridge, 1962.]

    Все это требует рассматривать клевету современных фальсификаторов истории молдавского народа, его советской национальной государственности в тесной связи с их предшественниками и теми приемами, которыми те пользовались. С упомянутым вымыслом (молдаване якобы румыны) тесно связана версия, что Молдавское княжество, образованное в середине XIV века, является румынским и что часть этого княжества, расположенная между Днестром, Прутом и Дунаем и присоединенная к России в 1812 году, тоже якобы являлась румынской. В действительности же, известно, что часть Молдавского княжества, расположенная западнее р. Прута, просуществовала еще почти полвека после этого как самостоятельное княжество и только лишь в конце 50-х годов соединилась с Валашским княжеством и образовалось румынское королевство. В силу этого, присоединенная к России часть Молдавского княжества за полвека до образования Румынии никак не могла быть частью последней.

    Присоединенная к России часть Молдавского княжества получила название Бессарабия. Оспаривая правомерность этого прогрессивного акта, буржуазный историк и государственный деятель королевской Румынии Н. Иорга писал, что поскольку Бессарабия носит «название валашской династии Бассарабов», то она является румынской и «исключает существование какого бы то ни было чужого государства на этой полосе земли...»[H. Иорга. Правда о прошлом и пастоящем Бессарабии. Бухарест, I940, стр. 3.] В это объяснение могут поверить только наивные люди.

    Присоединение нашего края к России было правомерно. Оно вытекало из неоднократных просьб передовых деятелей Молдавии о принятии ее в русское подданство, из совместных действий против турецких поработителей русских и молдавских войск, широко поддержанных ее народными массами. Присоединение Бессарабии к Росии было подготовлено многовековым развитием политических, социально-экономических и культурных связей Молдавии с Россией и имело исторически прогрессивное значение. Плодотворные последствия этого события прослеживаются на протяжении всей дальнейшей истории молдавского народа.

    Однако царизм проводил в Бессарабии и в других национальных районах страны колониальную политику. Это обусловило рост освободительного движения в этих районах, явившегося составной частью общей борьбы трудящихся всей России, которую в конце XIX — начале XX в. возглавила ленинская партия большевиков и направила на ликвидацию царизма и капитализма и строительство нового общества.

    Стремясь придать указанным притязаниям на Бессарабию видимость поддержки их народными массами, фальсификаторы назвали молдавское национальное движение «румынским», якобы направленным на отделение от России и присоединение к Румынии. Они отрицали и отрицают стремления народных масс Молдавии к созданию своей государственности в единстве со всеми народами нашей страны. Так, Шт. Чобану, один из агентов королевской Румынии, писал: «Идея объединения Бессарабии с Румынией, как и все национальное движение, развивалась и охватила все силы общества».[St. Ciobanu. Unirea Basarabiei, Studii si documente cu privire la miscarea nationala din Basarabia in anii 1917 — 1918, р. VII.] Эти же измышления повторяют и другие фальсификаторы.

    Документы же говорят о том, что национальное движение в крае было не румынским, а молдавским и направлено не на отделение от России и присоединение к Румынии, а на получение автономии в составе России и что это движение не было единым, как представляют его фалысификаторы, а имело два направления: революционно-демократическое и буржуазно-националистическое. Первое из них объединяло народные массы, которые выступали против всякого гнета и эксплуатации, за равноправие и автономию в составе России. Их борьба явилась саставной частью всего революционного процесса, направленного на завоевание власти пролетариатом. Буржуазно-националистическое направление охватило молдавских капиталистов, помещиков и близкую к ним часть интеллигенции. Его участники стремились вытеснить буржуазию других наций с решающих позиций экономической и политической жизни края, самим занять эти позиции и безраздельно эксплуатировать его трудящихся, в том числе и молдавских рабочих и крестьян. Лишь агентура королевской Румынии, составлявшая незначительную группу и участвовавшая во втором направлении национального движения, рассматривала автономию как важный шаг на пути отрыва Бессарабии от России и присоединения ее к королевству.

    Из документов видно, что народные массы Молдавии, составлявшие основную силу молдавского национального движения, давали решительный отпор агентам королевской Румынии из Молдавской национальной партии и другим пособникам королевства, которые стремились придать этому движению прорумынскую направленность. Особенно это видно из материалов сходов и съездов крестьян, составлявших более 80 процентов населения края, митингов и собраний солдат-молдаван, учителей и других. Сход крестьян села Брынзены в одном из решений писал: «Ориентация будущей автономной Бессарабии должна быть не на Румынию, а на революционную Россию».[Центральный государственный архив (ЦГА} Молдавской ССР,'ф. 727, оп. 1, д. 212, л. 32.] Сотни крестьян Оргеевского уезда, собравшись в уездном городе, решительно высказались против автономии Бессарабии, вызванной «желанием отложиться от России».[«Свободная Бессарабия», 24 июня 1917 г.] Аналогично высказался съезд крестьян Бельцкого уезд.[В. Малинский. Аграрная «реформа» 1918 — 1924 гг. в Бессарабии. Кишинев, 1949, стр. 50.]

    Первый Бессарабский крестьянский съезд, состоявшийся во второй половине мая 1917 года в Кишиневе, который представлял абсолютное большинство населения губернии, вопреки воле и действиям П. Халиппы, Г. Буруяны и других агентов королевской Румынии, высказался за свободное самоопределение всех народов России в их тесном единстве, за самую широкую их автономию, отвечающую чаяниям всего революционного народа.[«Свободная Бессарабия», 25 мая 1917 г.] Тираспольский уездный крестьянский съезд, состоявшийся в июне 1917 года, поддержал эти же требования.

    Разумеется, молдавские трудящиеся, как и трудящиеся всей страны, на первый план ставили вопросы о земле, 8-часовом рабочем дне, о мире и власти Советов, с которыми связывали и автономию края. Земельный вопрос занял важное место и в работе Первого Бессарабского крестьянского съезда. Большинство его делегатов высказалось, за безвозмездную передачу крестьянам земель крупных собственников.[«Известия Кишиневского Совета рабочих и солдатских депутатов», 24 мая 1917 г.] Это же требование, а также требование о необходимости представления Бессарабии автономии в составе России являются основными и во многих десятках протоколов собраний крестьян, хранящихся в центральном государственном архиве Молдавской ССР.[ЦГА Молдавской ССР, ф, 727, оп. 1, д. 186; оп. 2, дд. 10, 15] Крестьяне обещали: «бороться всеми средствами за осуществление принципов автономии Бессарабии и федеративного устройства России».[ЦГА Молдавской ССР, ф. 727, оп. 1, д. 186; лл. 401 — 402.]

    В движении за автономию Бессарабии в составе революционной России активно участвовали и молдавские солдаты.[ЦГА Молдавской ССР, ф. 727, оп. 1, д. 142, л. 46.] Выражая отношение широких масс к стремлению румынских шовинистов отторгнуть Бессарабию от России и присоединить край к королевской Румынии, матрос Даскал писал Севастопольскому молдавскому воинскому комитету: «...Ни в коем случае мы не должны думать о присоединении к Румынии, а всеми силами стремиться хорошо соорганизоваться для создания в Бессарабии лучшей жизни на основе самых демократических принципов...»[А. Дольник. Бессарабия под властью румынскнх бояр (1918 — 1940). М., 1945, стр. 16.]

    Выступления трудящихся и солдат против действий главарей Молдавской национальной партии и других агентов королевской Румынии нашли поддержку среди передовых учителей края. Они протестовали против стремлений главарей Молдаванской национальной партии превратить созданные летом 1917 года в Бессарабии курсы подготовки учителей для молдавских школ в очаги пропаганды за присоединение края к королевской Румыниии. По этому вопросу появился ряд статей в местной печати. В одной из них, подписанной «Педагог», говорилось: «Вот кто наделил нас за наш счет... букварями бухарестского издания, с портретами царствующих в Румынии особ и с текстом, восхваляющим «добродетеля» румынского короля! Это... они, просвященные джентльмены из национальной партии!»[«Бессарабская жизнь», 4 июня 1917 г.] Автор с гневом констатировал, что заправили этой партии, спасая свои земли и свое господство, готовы запродать Бессарабию буржуазно-помещичьей Румынии.

    Факт недовольства учителей румынизацией признали и некоторые молдавские эсеры и буржуазные националисты. Молдавский эсер Пынтя писал, что большинство учителей говорило, что «им нет нужды в румынском языке и что они могут учиться только по-молдавски с русскими буквами».[G. Pintea. Rolul organizatiilor militare moldovenesti in actul unirii Basarabiei. Chisinau, 1932, р. 1О — 11.] П. Казаку отмечал, что когда один из главарей Молдавской национальной партии Д. Горя обратился к делегатам съезда учителей молдаван, собравшегося в мае 1917 года в Кишиневе, со словами: «Братья румыны!», учителя с возмущением закричали: «Мы молдаване!».[Р. Cazacu. Moldova dintre Prut si Nistru 1812 — 1918. Ias, 1920, р. 191.]

    Из документов видно, что если в первые месяцы после февральской буржуазно-демократической революции участники молдавского национального движения ограничивались общими требованиями автономии Бессарабии, то в конце июля 1917 года они приступили к конкретной постановке и решению этого вопроса. Так, проходившее в те дни в Кишиневе совещание представителей политических партий и общественных организаций края признало «за Бессарабией политическо-территориальную автономию с одинаковыми правами для всех национальностей, живущих в ней.[ЦГАОР СССР, ф. 406, оп. 6, д. 65, л. 13.] Исполнительный комитет молдавского Совета солдатских и офицерских депутатов от имени 90 тысяч солдат и офицеров Одесского гарнизона и Румынского фронта просил Временное правительство: «...официальным актом, принципиально признать право на автономию молдавской нации в ее этнографических границах, которые определяются географическими пределами Бессарабии и частями Приднестровских уездов Херсонской и Подольской губерний, населенных преимущественно молдаванами»[ЦГА Молдавской ССР, ф. 727, оп. 1, д. 173, л. 3, «Свободная Бессарабия», 25 июля 1917 г.]. Здесь впервые поставлен вопрос о предоставлении автономии «всей молдавской нации».

    Совместное чрезвычайное заседание Кишиневского уездного земского собрания и представителей временного губернского Бессарабского исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов, губернского Совета крестьянских депутатов, уездного Кишиневского Совета крестьянских депутатов решило избрать своих представителей на совещание по учреждению автономного органа края[ЦГА Молдавской ССР, ф. 67, оп. 1, д. 8, л. 83.].

    Молдавские правые эсеры и буржуазные националисты, стремясь предотвратить победу социалистической революции в крае, создание советской государственности молдавского народа и навязать местным трудящимся буржуазную государственность, в спешном порядке собрали в Кишиневе 20 октября 1917 года военно-молдавскии съезд. На этом сборище контрреволюционных офицеров и угодных им солдат, заседавшем до 27 октября, объявили автономию Бессарабии и приступили к созданию ее высшего контрреволюционного органа — «Сфатул цэрий» («Совета края» страны).

    2 декабря того же года последний объявил Бессарабию «Молдавской Народной Республикой, входящей как равноправный член в состав Российской Федеративной демократической республики»[ЦГА Молдавской ССР, ф. 67, оп. 1, д. 8, л 83.], то есть в буржуазную республику, которую намеревалась создать контрреволюционная буржуазия Украины, Белоруссии, Крыма, Кавказа, Дона, Сибири и других частей страны[Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР) УССР, ф. 1115, оп. 2, д. 7, л. 72.] для борьбы против социалистической революции. Потому прошлые и нынешние фальсификаторы признают эту республику, а Молдавские Автономную и Союзную советские социалистические республики считают «надуманными».

    Трудящиеся Молдавии отвергли эту навязываемую им буржуазную государственность и под руководством большевиков при большой помощи революционных солдат до конца 1917 — начала 1918 года установили власть Советов в крае и положили начало своей советской национальной государственности. Фальсификаторы обходят молчанием этот бесспорный факт, как и создаваемые в ходе борьбы с румынскими интервентами и внутренней контрреволюцией органы этой государственности, в их числе Революционный Комитет спасения Молдавской республики, Центральный Исполнительный Комитет Советов Бессарабии и его президиум и Временное Бессарабское рабоче-крестьянское правительство. В то же время они всячески восхваляют объявленную контрреволюционным «Сфатул цэрий» Молдавскую, так называемую, Народную республику и оправдывают провозглашение ее «независимой», которое было направлено на отрыв Бессарабии от Страны Советов и присоединение к Румынии.

    Упомянутые Ревком спасения Молдавской республики, ЦИК Советов Бессарабии, его президиум, Временное рабоче-крестьянское правительство Бессарабии и другие органы власти трудящихся Молдавии были упразднены при отходе советских войск из Молдавии и захвате ее интервентами и белогвардейцами.

    Возобновилось советское национальное государственное строительство в левобережных районах Молдавии в 1920 году после их освобождения от деникинцев. Бессарабию освободить тогда не удалось.

    Идя навстречу пожеланиям молдавских трудящихся и руководствуясь ленинской национальной политикой, III сессия ВУЦИК 8 созыва 12 октября 1924 года образовала Молдавскую АССР в составе Советской Украины. Вслед за этим была создана партийная организация республики. Они были созданы в соответствии с просьбами трудящихся левобережной Молдавии и многих представителей народных масс Бессарабии и справедливо рассматривались ими как очень важный этап строительства советской национальной государственности всего молдавского народа. 12 октября ежегодно отмечается как день рождения Молдавской ССР и Коммунистической партии Молдавии, которым в нынешнем году исполняется 50 лет.

    Подготовка и образование Молдавской АССР происходили, когда Советский Союз достиг значительных успехов в хозяйственном и национально-культурном строительстве. Стремясь уменьшить их влияние на трудящихся Бессарабии и самой Румынии, правители последней накануне образования Молдавской АССР начали фальсифицировать сущность создаваемой республики, дезинформировать мировую общественность, народные массы своей страны и Бессарабии. Тон в этом задал один из министров королевства В. Братиану в интервью для французской газеты «Тан», опубликованном в румынской газете «Диминяца»[«Dimineata», 17 Septembrie 1924.] и других органах печати королевства и положенном в основу клеветнической кампании на ленинскую национальную политику Коммунистической партии Советского Союза, на Советское правительство и Молдавскую АССР.

    Фальсификаторы писали и пишут, что образованная республика только по названию Молдавская и якобы «включала в себя лишь небольшую часть румынского населения Украины», что маленькая республика «очень плохо защищала заднестровских румын, ибо в ее верховном органе было их очень мало»[А. Suga. Op. cit. S. 21; J. Blairu. Grepuscules danubienis. Jougoslavie-Roumanie. Paris, 1946, р. 143; I. Nistor. Op. cit.; G; Gautheraut. Le Monde Communiste la Roumanie. Paris, 1927, р. 302.]. Документы же говорят о том, что образованная в 1924 году на левом берегу Днестра автономная советская социалистическая республика была молдавской не только по названию, но и по существу. Она, как и все автономные советские социалистические республики, имела свою конституцию, свой государственный герб и флаг, автономные органы власти и другие атрибуты государственности, целиком соответствующие ее названию.[См. «Государственные правовые акты Молдавской CCP (1924 — 1941 гг.)». Кишинев, 1963; «История национально-государственного строительства в СССР. Национально-государственное строительство в CCCP в - переходный период от капитализыа к социализму (1917 — 1936 гг.)». М., 1968; «История национально-государственного строительства в СССР. Национальногосударственное строительство в СССР в период социализма и строительства коммунизма (1937— 1967. гг.)». M., 1970; «Многонациональное советское государство». М., 1972; А. В. Сурилов. История государства и права Молдавской ССР (1917 — 1959). Кишинев, 1963, стр. 41 — 168, и др.]

    Что касается того, что «в МАССР была включена лишь незначительная часть румынского населения Украины» и что в ее «высшем органе власти было очень мало румын», то это объясйяется тем, что на Украине и в Советской Молдавии румыны составляли лишь тысячную долю процента населения. Домыслы фальсификаторов, что интересы румын защищались очень плохо, ни на чем не основаны. Они защищались советским законодательством как и интересы всех граждан. Полнее останавливаться на этих вопросах не позволяет объем главы.

    Подробнее рассмотрим измышления фальсификаторов о том, что образование Молдавской АССР якобы вызвано было не потребностями внутреннего развития, а целями подрывной работы против Румынии. Эти вымыслы, широко пропагандировавшиеся в 20 — 30-х годах, повторяются ныне буржуазными историками, социологами, журналистами. Так, известный историк и социолог В. Коларц писал, что создание МАССР не соответствовало внутренним потребностям молдавского населения восточной части Приднестровья, что МАССР возникла на основе решения советских лидеров, что она искусственно создана[W Kolarz. Russiа and her Colonies. 1953, р. 21, 150.]. Румынский реакционный историк-эмигрант Д. Германн для того, чтобы подчеркнуть якобы особый характер Бессарабии и ее населения в отличие от Румынии и румын, писал, что советская сторона еще в двадцатые годы создала фикцию «молдавского народа» и «молдавского языка»[D. Ghermani. Diе Kommunistiche Umdeutung der rumanischen Geschichte unter desonderer, Berucksichtigung des Mittelalters. Munchen, 1967, р. 546.] Эти же взгляды пропагандируются упомянутыми фальсификаторами А. Зуга, Г. Готеро, Р. Ли Вульфом и другими.

    Молдавская АССР была создана под руководством Коммунистической партии в борьбе с великодержавным шовинизмом и буржуазным: национализмом. Создание ее вызвано не какими-то конъюнктурными интересами, как утверждают фальсификаторы, а потребностями развития молдавского народа. Образование Молдавской АССР, как и других советских социалистических республик, как видно из документов и показала история, не было направлено против какой-либо страны или народа, а явилось одной из важнейших мер осуществления ленинской национальной политики КПСС, направленной на поднятие отсталого в прошлом молдавского народа, его края до уровня более развитых, на утверждение и укрепление дружбы молдавского народа с братскими-народами. Выделение левобережных районов Молдавии в республику позволило более полно учитывать потребности развития экономики и культуры Молдавии, уровень классовой зрелости ее народа, местные oсoбенноcти, быт и психологию людей, более успешно реализовать на месте общие принципы Советской власти, более целеустремленно организовать помощь братских народов трудящимся Молдавии в социалистическом строительстве.

    Трудящиеся Советской Молдавии под руководством Коммунистической партии, при помощи правительств СССР и УССР, братских народов в короткий исторический срок восстановили промышленность и осуществили ее социалистическую реконструкцию, коллективизировали сельское хозяйство и ликвидировали капиталистические элементы города и деревни. Большое развитие получила культура. Край из отсталого в прошлом был превращен в цветущую республику.

    Успехи строительства социализма в СССР и его неотъемлемой части — Молдавской АССР, а не «подрывная» работа, о которой шумели оккупанты и их лакеи от пера, оказывали огромное влияние на народные массы Бессарабии и их борьбу за воссоединение с Советской Родиной. К тому же о какой подрывной работе Советского Союза в Бессарабии твердили и твердят эти господа, когда она являлась частью Страны Советов, насильно оторванной, и ее возвращение в семью советских республик являлось делом времени.

    Трудовой народ Бессарабии просто не хотел мириться с тем, что оккупанты лишили его социалистических завоеваний, и всеми мерами стремились румынизировать Бессарабию, ее трудящихся. К этому черному делу были привлечены огромный аппарат чиновников, полиция, жандармерия, судебные и другие административные органы, армия, церковь, школа, литература, газеты, радио, идеологические и другие учреждения. Эта политика проводилась путем заточения в тюрьмы выступавших против оккупантов и убийства руководителей освободительного движения, стирания с лица земли населенных пунктов, закрытия многих предприятий, демонтажа оборудования более крупных из них и увоза его в королевство, снятия вторых путей на ряде участков железной дороги края и отправки их туда же, взимание с трудящихся непосильных поборов и разорение десятков тысяч из них, насилования народных масс принять румынское подданство и говорить только по-румынски, закрытия учебных заведений, средних школ. Дело дошло до сжигания на кострах прогрессивной литературы.

    В оккупированной Бессарабии царило полное бесправие трудящихся. Произвол оккупантов не знал предела. Они замучили и убили десятки тысяч лучших сынов и дочерей народа. Многие тысячи разоренных трудящихся вынуждены были эмигрировать в другие страны в поисках средств существования.

    Народные массы Бессарабии, руководимые коммунистами и их организациями, вели героическую борьбу против оккупантов и их прислужников за ее освобождение, воссоединение с Советской Родиной, восстановление и развитие своей государственности в братской семье республик Советского Союза. Наиболее выдающимися событиями в это время были Хотинское, Бендерское и Татарбунарское восстания.

    После образования Молдавской АССР объединение с ней стало одним из основных лозунгов освободительной борьбы народных масс Бессарабии и их организаций, занявших важное место и на страницах ее революционной печати.[ПА ИИП при ЦК КП Молдавии, ф. 50, оп. 3, д. 33, л. 42; «Листовки Коммунистического подполья Бессарабии 1918 — 1940». Кишинев, 19бО, стр. 90, 91, 105, 115, 143 и др.]

    Трудящиеся Молдавской АССР, партийные и советские органы республики также рассматривали ее как часть будущей Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики, которой предстояло объединить весь молдавский народ в составе Союза ССР[ПА ИИП при ЦК КП Молдавии, ф. 49, оп. 1, д. 1152, л. 10; д. 919, л. 144.].

    Борьба за объединение Бессарабии с Советской Молдавией поддерживалась прогрессивной общественностью Румынии, ее Компартией и рассматривалась как составная часть общих действий бессарабских и румынских трудящихся, направленных на свержение буржуазно-помещичьего строя в королевстве. Эта линия заняла важное место в решениях съездов КПР и в ряде совместных воззваний ЦК КПР и Бессарабского обкома партии к бессарабским рабочим и крестьянам[«Листовки Коммунистического подполья Бессарабии...», стр. 117 — 118. Documente din istoria Partidului Comunist din Romania, vol II, р. 594.]. Борьба народных масс Бессарабии за свое освобождение от оккупантов и объединение с Молдавской АССР в многонациональном Советском государстве получила широкую международную поддержку.[См. «Международная поддержка борьбы трудяшихся Бессарабии за воссоединение с Советской Родиной (1918 — 1940)». Сборник документов и материалов. Кишинев, 1970.]

    Советское правительство законно рассматривало Бессарабию как часть Советского Союза и настойчиво добивалось ее освобождения. Однако правители Румынии, поддерживаемые правящими кругами других империалистических государств, оттягивали решение данного вопроса. Сложившаяся к лету 1940 года обстановка не допускала дальнейшего отлагательства его решения и по категорическому требованию Советского правительства оккупанты в конце июня — начале июля того же года убрались из Бессарабии. Ее трудящиеся восстановили Советскую власть и воссоединились с Советской Родиной.

    По просьбе народных масс левобережных и правобережных районов Молдавии Молдавская АССР в начале августа 1940 года была преобразовава в Союзную Молдавскую Советскую Социалистическую Республику, а ее o6ластная партийная организация — в Коммунистическую партию (большевиков) Молдавии, являющуюся одним из отрядов КПСС. Осуществилась давняя мечта молдавских трудящихся о своем воссоединении в едином Советском государстве. «Начался новый период в истории молдавского народа и Компартии Молдавии» — указывается в Постановлении «О 50-летии образования Молдавской Советской Социалистической Республики и создания Коммунистической партии Молдавии».

    В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны, Молдавская ССР добровольно объединилась со всеми советскими социалистическими республиками нашего единого многонационального Советского государства.

    Образованием Союзной Молдавской ССР и созданием ее органов власти и управления, принятием Конституции республики завершилось создание советской национальной государственности молдавского народа, которая стала важным рычагом решения задач социалистического и коммунистического строительства и воспитания трудящихся.

    В то время, когда народы Советского Союза, трудящиеся Румынии и других стран и их революционные организации приветствовали освобождение Бессарабии и ее воссоединение с Советской Родиной[См. «Правда», 30 июня, 5 и 11-ro июля 1940; «Известия», 29 и 30 июня 1940; «Соцiалiстична Молдавiя», 30 июня 1940; «Известия Советов депутатов трудящихся УССР», 29 июня 1940; «Международная поддержка. борьбы трудящихся Бессарабии за воссоединение с Советской Родиной»; «Documente din istoria Partidului Comunist din Romania», editia а II-а. Bucuresti, vol. III, 1953; А. М. Лазарев. Воссоединение молдавского народа в единое советское государство. Кишинев, 1965; Н. В. Березняков, И. М. Бобейко, Я. М. Копанский, У. Г. Мурзак, В. П. Платок Борьба трудящихся Бессарабии за свое освобождение и воссоединение с Советской Родиной (1918 — 1940 гг.). Кишинев, 1970; К. Ильяшенко. В семье единой, Кишинев, 1972, и другие.], реакционные силы и их органы печати встретили это событие с нескрываемой враждебностью. Особенно много внимания этому вопросу уделялось в королевской Румынии. «Поклянитесь со стиснутыми зубами, — восклицала газета «Ромыния»,— что вы никогда не забудетэ Бессарабии и Буковины»[«Romania», 3 iulie, 1940.]. «Универсул» писала: «Столетиями владели мы землей, которую сегодня у нас отбирают...»[«Universul», 3 iulie, 1943.] Клеветнические измышления и нападки на Советский Союз также лились со страниц газет «Тимпул», «Курентул», «Трибуна», «Цapa ноастрэ» и др. От своих румынских хозяев стремились не отстать предатели молдавского народа Инкулец, Халиппа, Пеливан, Шт. Чобану, митрополит Гурий и др.[«Curentul», 2 iulie, 1940.]

    Из этих и приведенных ранее материалов видно, что Бессарабия до насильственного захвата в 1918 году никогда не входила в состав Румынии.

    Клеветнические выдумки о том, что Молдавская ССР создана якобы на захваченной Советским Союзом у Румынии территории, широко пропагандируется и в наше время. Много внимания ей уделено в упомянутых работах А. Зуги, Сетона-Уотсона, В. Коларца, Г. Ионеску, В. Аспатуриана, Г. Раша, Д. Германи и др.

    Но из приведенного до этого материала, многих документов и литературы, в том числе и Социалистической Республики Румынии, видно, что территория, на которой образовалась Молдавская ССР, никогда не была румынской. Насильственный захват королевством у Советской страны ее части — Бессарабии — в 1918 году, законность которого не признали ни ее народные массы, ни правительство Советского Союза, не дает основания считать ее румынской.

    Некоторые идеологи антисоветизма, стремясь вызвать настороженность к Советскому Союзу в соседних с ним государствах, пишут, что Молдавская ССР и другие пограничные республики созданы в экспансионистских целях. Альфред Мейер (США) видит причину того, что союзные республики должны находиться на границе Советского Союза в том, что национальности, «во имя которых создаются эти республики, обычно проживают и в соседних странах»[Meyer Alfred. The Soviet Political System. An Interpretation New York, 1965, р. 286.]. К таким национальностям он относит азербайджанцев, туркменов, узбеков, киргизов, армян, молдаван и заключает: «Таким образом, создание «суверенных» государств для этих народов автоматически ведет к существованию ирредентических тенденций в пограничных с Советским Союзом районах, что могло бы использоваться как предлог для экспансионистских попыток»[Ibidem, 286, 287].

    Все эти злостные выпады фальсификаторов ни на чем не основаны. История Советского государства говорит о его миролюбивой внешней политике, о последовательном уважении им суверенитета всех народов, в том числе и румынского, их прав на самостоятельное существование. Документы свидетельствуют о том, что Советский Союз никогда не посягал на целостность соседних и других государств, являясь последовательным ее защитником. Что же касается того, что Молдавская CCP и другие союзные республики образованы на границе с другими государствами, то причины этого чисто внутренние, и они исчерпывающе объяснены в его Конструкции, и других документах, которые целиком отвергают измышления и предположения фальсификаторов.

    Отвергая всякую клевету фальсификаторов, молдавский народ под руководством Коммунистической партии укрепляет дружбу с братскимй народами страны, свою государственность, являющуюся неотъемлемой частью государственности всех народов СССР и сыгравшую большую роль в том огромном скачке, который совершила республика от отсталости к прогрессу.


    Содержание

    Главная | О сайте | Наши проекты | История | Старые хохмы | Прочее | info@voroh.com
    © 2011 Voroh.com All Rights Reserved